Этот материал рассказывает о решениях арабских государств, направленных на создание и продвижение мирных инциатив. Он связан по содержанию со статьей: "Палестинская улица" хочет мира, в которой говорится об отношении палестинского общества к этим инициативам.
Уже в 1949 году, по окончании Войны за независимость Израиля1), сирийский лидер Хусни Эль-Заим предложил Израилю заключить мирный договор2) в обмен на пересмотр линии достигнутого с ним ранее прекращения огня. В ответ Сирия предлагала принять и абсорбировать 300 000 палестинских беженцев.
Израиль не спешил реагировать на это предложение3). Позднее Эль-Заим был смещен и казнен.
В 2002 году, в разгар Второй интифады4), Лига Арабских Государств выступила с инициативой по завершению израильско-палестинского конфликта5) на основе разработанного Саудовской Аравией детального плана6). В 2007 и 2013 году срок действия плана Арабской мирной инициативы был продлен ЛАГ, и инициатива по-прежнему остается в силе7). Все 57 государств Организации Исламского Сотрудничества поддержали инициативу8).
AIPAC отвергла инициативу ЛАГ, назвав ее “провокацией”9). Что касается Израиля, то инициатива ЛАГ долгие годы оставалась “незамеченной” - правительство Шарона10) не обсуждало ее и не высказывалось о ней в прессе, хотя отдельные политики, даже из правого лагеря, высказывались частным образом в ее поддержку - например, Меир Шитрит11).
Причины отсутствия официальной реакции Израиля на Арабскую мирную инициативу неоднократно разбирались в прессе политиками и политическими аналитиками. Так, представитель левого лагеря Йоси Бейлин считал, что это вызвано “разрывом шаблона” у правых, согласно которому арабские страны не готовы в принципе признать существование государства Израиль: “Вдруг, среди бела дня, арабский мир пришел и сказал: заключите мир с палестинцами - и мы заключим мир с вами!”12). Профессор психологии Тель-Авивского университета Карло Стренгер считал, что неготовность Израиля принять мирную инициативу ЛАГ обусловлена психологической проблемой принятия на себя ответственности за изгнание, в ходе Войны за Независимость, палестинских беженцев13)). Эли Поде, профессор Иерусалимского университета и специалист по арабо-израильским взаимоотношениям, также считал, что отсутствие реакции Израиля обусловлено чисто эмоциональными, а не прагматическими причинами14). В последнее время такие специалисты, как арабистка и политик Ксения Светлова, призывают вернуться к Арабской мирной инициативе и рассмотреть ее, как более реальную по сравнению со “Сделкой века”, предложенной президентом США Дональдом Трампом15).
Наряду с Арабской мирной инициативой, во время Второй интифады были предложены два израильско-палестинских плана урегулирования конфликта: Женевская инициатива16) и программа Аялона-Нуссейбе “Голос народа”17). C палестинской стороны инициаторами были Ясер Абед Рабо18) и Сари Нуссейбе19) - “люди Арафата”, занимавшие в то время официальные посты в правительстве Палестинской Автономии: Абед Рабо был министром, а Нуссейбе - консулом ПА в Восточном Иерусалиме. С израильской стороны инициативы возглавлялись, соответственно, бывшим депутатом Кнессета Йоси Бейлиным20) и бывшим главой разведки (ШАБАК) Ами Аялоном21).
На момент инициатив ни один из их инициаторов с израильской стороны не занимали официального положения в израильской политике, и ни одна из инициатив не была рассмотрена правительством Израиля.
Похожие статьи: