Председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас никогда, даже при жизни Арафата, не был сторонником вооруженного сопротивления, но всегда делал ставку на дипломатические методы.
Еще в декабре 2002, во время Второй интифады, он высказывался против насилия в интервью газетам «Аль-Халидж», издаваемой в ОАЭ, и египетской «Аль-Ахрам»: «Я думаю, что использование интифады в качестве оружия на территориях, захваченных в 1967 и в 1948, загнало нас в замкнутый круг… Надо прекратить любое вооруженное сопротивление и сказать всему миру: мы стремимся к переговорам». 1) Той же линии он придерживался и после избрания президентом Палестинской автономии. Невозможно найти ни одного случая подстрекательства к террору со стороны Абу Мазена или кого-либо из руководства автономии, в то время как существует множество свидетельств приверженности нынешнего председателя ПА идее двух государств для двух народов. Например, в речи, произнесенной в Газе в сентябре 2005, Аббас говорит: «Окончательное урегулирование, основанное на принципе 'два государства для двух народов' - это путь к преодолению последствий Накбы» («The traces of the Nakba must be eradicated through a permanent solution based on the principle of two states for two peoples»). Та же мысль выражена в интервью, которое он дал телеканалу «Аль-Арабия» в 2008: «Мы не хотим снова упустить возможность. Поэтому мы согласились на разделение 1948 и 1967 годов, хотя по нему нам достается не более 22 % исторической территории Палестины» («We do not want to lose another opportunity. Therefore, we accepted the partition of 1948 and 1967, which does not include more than 22% of historic Palestine»). 2)
Спецслужбы автономии эффективно сотрудничают с израильскими коллегами в области предотвращения террора, о чем многократно заявляли израильские профессионалы в сфере безопасности. 3) Правительство Палестинской автономии успешно действовало против ХАМАС на территории Иудеи и Самарии, причем палестинские власти не только преследовали боевые ячейки ХАМАС, но и боролись с бизнесами ХАМАС, его благотворительностью и социальной деятельностью. Только в 2007 году на Западном Берегу было арестовано около 1500 членов движения и подозреваемых в симпатиях к нему. 4)
Согласно ежегодному отчету ШАБАК за 2009 год, «непрерывная [контртеррористическая] деятельность, проводимая совместно израильскими и палестинскими силами безопасности, стала главной причиной» того, что количество атак жителей Западного Берега и Восточного Иерусалима достигло минимума с 2000 года. («2009 Annual Summary – Data and Trends in Palestinian Terrorism»). В отчете ШАБАК за 2010 год («2010 Annual Summary – Data and Trends in Palestinian Terrorism») утверждается, что число нападений, совершенных жителями Восточного Иерусалима и Западного Берега, составило 1 309 в 2006, 946 в 2007, 893 в 2008, и 636 в 2009. Из них нападений, совершенных с помощью взрывчатки или огнестрельного оружия, снизилось с 744 в 2006 до 464 в 2007, 137 в 2008 и 33 в 2009.
В 2009 году израильские и палестинские силы безопасности совместно участвовали в почти 1 300 операциях, в основном против палестинских вооруженных группировок, что на 72% больше, чем в предшествовавшем году 5). Вместе они практически ликвидировали Бригады мучеников Аль-Аксы, главную милицию ФАТХ, атаковали ячейки Исламского Джихада, почти уничтожили социальные, финансовые и боевые структуры ХАМАС на Западном Берегу. 6)
Деятельность руководства ООП по борьбе с террором высоко оценивал не только ШАБАК, но и иностранные наблюдатели. В частности, бывший помощник Госсекретаря США Дэвид Велч в интервью, данном в июне 2010, назвал правительство Салама Файяда «the best Palestinian government in history».
Руководство ООП часто обвиняют в поощрении террора из-за пособий, которые оно выплачивает палестинским заключенным и их семьям. Прежде всего, отсутствует зависимость между выплатой пособий и ростом числа террористических атак. Закон о выплате ежемесячного пособия заключенным появился в 2003, в разгар Второй интифады 7). До этого пособия заключенным и их семьям выплачивал ХАМАС, а также отдельные фонды. В 2011 выплаты были увеличены, причем нетрудно убедиться, что количество террористических атак не выросло 8), так что можно сделать заключение, что разговоры о подстрекательстве лишены основания.
Тема заключенных крайне важна для палестинского общества хотя бы потому, что, по многочисленным оценкам, в период с 1967 года в израильских тюрьмах побывало около 600 000 палестинцев 9), то есть не меньше 20% населения автономии 10). В настоящее время в израильских тюрьмах находится около 4 300 палестинцев 11). Таким образом, руководство автономии просто не может игнорировать эту тему, не потеряв легитимности и поддержки населения. Нам не удалось установить, сколько из заключенных являются «террористами с кровью на руках» или виновны в нападении на гражданских, но сопоставление числа заключенных с числом терактов намекает на то, что таковых незначительное меньшинство, особенно с учетом того, что многие террористические акты были осуществлены смертниками или же террористы были убиты на месте.
Руководство автономии, объясняя свою практику выплат, ссылается на то, что семьи заключенных ни в чем не виноваты и не должны страдать, на то, что Израиль никак не наказывает семьи заключенных израильских террористов, а также на то, что, когда в 2003 министром финансов в правительстве Шарона стал Биньямин Нетаниягу, Израиль значительно урезал расходы на содержание палестинских заключенных. Поэтому руководству автономии пришлось частично взять содержание заключенных на себя – например, компенсировать им расходы на тюремный ларек. Заключенные вынуждены сами покупать, например, зубную пасту, продукты, мыло, лезвия для бритв и даже моющие средства для уборки камер. Руководство автономии также оплачивает расходы на дорогу семьям заключенных, приходящим с ежемесячным визитом (раньше автобусы для посетителей оплачивал Красный Крест) 12).
Похожие статьи:
{tag>Махмуд_Аббас Арафат Вторая_интифада ХАМАС ШАБАК Бригады_мучеников_Аль-Аксы Восточный_Иерусалим Салам_Файяд пособия_заключенным}}